Фрагмент для ознакомления
2
С расцветом романтизма возник интерес людей к одиночеству как антисоциальному психологическому феномену. Романтики восемнадцатого века взяли одиночество в качестве своего программного девиза: «от презрения к себе и бунта к пассивному поиску убежища от жестокости окружающего мира». Главной мотивацией к творчеству становится размышление о происхождении одиночества. Оно противостоит конформистскому обществу и помогает сохранить свою индивидуальность.
Таким образом, полная физическая изоляция человека больше не является единственным условием одиночества [2, с. 32-41].
Самое глубокое теоретическое осмысление проблемы одиночества началось в середине девятнадцатого века. Психологический словарь дает следующее определение одиночества: «Одиночество - это один из психологических факторов, влияющих на эмоциональное состояние человека в изменившихся (необычных) условиях изоляции от окружающих».
Как только люди попадают в условия одиночества из-за экспериментов, географии или социальной изоляции, все прямые («жизненные») связи с другими людьми немедленно прерываются, что может спровоцировать возникновение острых эмоциональных реакций. В некоторых случаях возникает психологический шок, характеризующийся тревогой, депрессией и сопровождающийся автономными реакциями. По мере того, как человек проводит больше времени в одиночестве, потребность в общении также будет возрастать.
В девятнадцатом веке особое преломление мотивации протестантского одиночества стало одной из отправных точек для развития философской концепции трансцендентализма, где ведущую роль сыграл философ, писатель и натуралист Генри Торо. Он считал, что принцип одиночества - это первый шаг к более высокому духовному одиночеству.
Трансценденталисты были первыми, кто выделил одиночество. Одиночество - это продукт «полного отчаяния» городской жизни, а одиночество - это концентрация, необходимая человеческим индивидуумам для совершенствования своего внутреннего духовного потенциала. Одиночество считается средством защиты людей, потому что оно психически укрепляет людей и способствует формированию личности и общества.
Современная работа Торо Серена Кьекегора представила другую концепцию одиночества. Его взгляд на судьбу личности уже не столь оптимистичен. Одиночество, по словам Кьекегора, - это «закрытый мир внутреннего самосознания, мир, который в принципе никто не открывает, кроме Бога» [11, с. 98-112].
Он признает свою веру в Бога, но не придерживается традиций и отвергает официальную церковь. Главный аргумент этой философии сводится к тому, что «верить в Бога абсурдно, а вера ненавидит разум, но сам мир абсурден, поэтому в него необходимо верить». «Духовным людям» Кьекегора не нужно уходить на покой, чтобы превзойти самих себя, потому что в этом нет необходимости. Человек с самого рождения является «чужаком» в обществе и жизни в целом.
Мысли Кьекегора были восприняты европейским экзистенциализмом, особенно философскими теориями Эдмунда Гуссерля, чьи работы можно проследить до конца девятнадцатого и начала двадцатого веков. Они основаны на идее, что их сознание как непрерывный поток опыта полностью независимо от всего внешнего материального мира.
Э. Гуссерль считал, что сознание должно очищать все, что находился за его пределами, и он называл этот процесс редукцией. Э. Гуссерль считал, что весь мир вне субъекта есть не что иное, как проекция сознания субъекта. Таким образом, между субъектом и миром возникает непреодолимый барьер отчуждения и одиночества [8, с. 12-35].
Уже в двадцатом веке один из главных мыслителей экзистенциализма Жан Поль Сартр последовал за Гуссерлем и превратил одиночество и абсурдность существования в главные темы своих произведений. Согласно Сартру, человек превосходит свое «Я», когда пытается понять самого себя, но рамки жизни не дают ему такой возможности.
Человек потерял надежду и уверенность, он одинок во враждебном ему мире, а его социальные отношения, если таковые имеются, поверхностны. Чувство одиночества, а не их самих, глубоко и лежит в основе каждого.
Этот феномен был обнаружен Б. Миюсковичем был проанализирован в его статье «Одиночество: междисциплинарный подход», основанной на теории З.Фрейда. Он сказал, что темнота пугает детей, потому что она символизирует одиночество. «Дети часто не решаются лечь спать не потому, что боятся заснуть и больше не проснуться, а потому, что боятся возможности остаться бодрствующими и одинокими».
Следуя за Б. Миюскович, необходимо отменить тот факт, что люди представляют себя «одиноким сознанием, живущим в одиночестве в темной вселенной, блуждающим в абсолютно пустом пространстве (тьме) и необходимых и бесконечных просторах времени, как единую монаду восприятия».
Потребность в общении с другими людьми появляется на ранних стадиях становления личного сознания.Автор этой статьи пришел к выводу, что дюбое личное сознание полно базового и примитивного чувства одиночества и возможности одиночества. В то же время сознание начало понимать, что полнота существования - это не что иное, как всевозможные небытия, а, следовательно, оно не наделено сущностью; она не эфемерна, как необходимое средство сознания, то, что нельзя разрушить и избежать, - это ее собственная совершенная пустота.
В своей работе Б. Миюскович писал, что одиночество не является болезнью в медицинском или даже социологическом смысле. Он считал, что это коренится во внутренней природе человека, в его психологическом строении [18, с. 184-197].
В основе непонимания партнера лежат различия в образовании, предыдущем опыте общения и нахождении различий в каждом партнере в разных реалиях. Одной из причин одиночества являются разные реалии супружеской пары. Традиционно реальность можно разделить на четыре группы:
1.Основными критериями чувственной реальности являются: любовь, забота, сострадание, человечность, справедливость, вера, доброта и т.д.;
2.Для единой реальности основными стандартами являются: правила, принципы и нормы;
3.Логика, убедительность, очевидность и практичность являются доминирующими стандартами социальной реальности;
4.В реальности идеологии главное - это мысль и ее воплощение, воплощение любой фантазии, даже самой смелой.
По мнению автора, большинство женщин живут в чувственной реальности. Мужчины более естественны в единой социальной реальности. Творческие люди живут в идеологической реальности, поэтому их поведение, образ жизни и мысли часто непонятны многим людям. Из этого видно, что человеку, живущему в социальной реальности, трудно понять человека, живущего в идеологической реальности.
То же самое происходит и в отношениях между мужчиной и женщиной, которые влюбились, но живут в разных реальностях и часто не понимают друг друга. Но нельзя сказать, что люди живут только в одной реальности. У каждого человека есть все реалистичные стандарты и оси, но только один стандарт является основным [16, с. 112-134].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алимова Е.Р. Сформированность саморегуляции деятельности и коммуникативной компетентности обучающихся в условиях нормы и с особенностями развития / Е.Р. Алимова, Т.И. Печенкина. — Тамбов: Юком, 2019. — 70 с.
2. Швалб Ю.М. Одиночество: социально-психологические проблемы / Ю.М. Швалб, О.В. Данчева. — Киев: «Украина», 2021. — 270 с.
3. Бассин Ф.В. Проблема психологической защиты // Психологический журнал. — 2020. — Т. 9. — № 3. — С. 79-86.
4. Белов В.В. Концепция личности в акмеологии лидерства: системно-эволюционный подход // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. — 2019. — № 4. — C. 43-57.
5. Втюрина Т.А. Стремление к самоактуализации и особенности Я-концепции в раннем юношеском возрасте // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2020. — № 11. — С. 105-111
6. Ильина Е.В. Особенности развития самоактуализации в подростковом и юношеском возрасте // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Педагогика и психология. — 2020. — № 1. — С. 114-118.
7. Кобзева О.В. Проявление копинг-поведения в юношеском возрасте // Вектор тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. — 2021. — № 3(6). — С. 155-158.
8. Корчагина С.Г. Генезис, виды и проявления одиночества: монография / C.Г. Корчагина — М.: Московский психолого-социальный институт, 2020. — 196 с.
9. Крюкова Т.Л. Опросник способов совладания (адаптация методики WCQ) // Журнал практического психолога. — 2020. — № 3. — С. 93-112.
10. Леонтьев Д.А. Синергетика и личность: к неравновесной персонологии // Методология и история психологии. — 2019. — № 3. — С. 96-104.
11. Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО) / Д.А. Леонтьев. — М.: Смысл, 2020. — 18 с.
12. Обуховский К. Психология влечений человека / К. Обуховский. - М. Прогресс, 2020. — 247 с.
13. Осин Е.Н. Дифференциальный опросник переживания одиночества (ДОПО) / Е.Н. Осин, Д.А. Леонтьев. — М.: Изд-во: Смысл, 2020. — 88 с.
14. Прыгин Г.С. Психология самостоятельности: монография / Г.С. Прыгин. — Ижевск, Набережные Челны: Изд-во Института управления, 2019. — 565 с.
15. Расторгуева Е.Н. Самоактуализация: самодетерминация или самотрансценденция? (К проблеме личностного развития) // Мир психологии. — 2019. — № 1(89). — С. 194-203.
16. Редина А.В. Синергетика в современном психологическом исследовании: новый вектор в изучении феномена одиночества в подростковом и раннем юношеском возрасте. Интеграция в психологии: теория, методология, практика // Сборник статей IV Всероссийской научно-практической конференции. — 2021. — C.191-195.
17. Романова Е.С. Механизмы психологической защиты: генезис, функционирование, диагностика / Е.С. Романова, Л.Р. Гребенников. — Мытищи: Изд-во «Талант», 2020. — 144 с.
18. Токарева Н.Н. Интегративный подход к пониманию совладающего поведения учащихся подростково-юношеского возраста // Право, экономика, психология. Витебский государственный университет им. П.М. Машерова. — 2019. — № 2(10). — С. 49-56.
19. Фрейд А. Теория и практика детского психоанализа / А. Фрейд; пер. с англ. и нем. — М.: ООО Апрель-Пресс, ЗАО Эксмо-Пресс, 2019. — 384 с.
20. Фромм Э. Бегство от свободы / Эрих Фромм; пер. с англ. А.В. Александровой. — М.: Издательство АСТ, 2019. — 288 с.
21. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Вопросы психологии. — 2021. — № 4. — С. 6-21.
22. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис / Э. Эриксон; общ. ред. и предисл. А.В. Толстых. — М.: Флинта: МПСИ: Прогресс. 2020. — 352 с.
23. Margalit M. Lonely Children and Adolescents. Self-Perceptions, Social Exclusion, and Hope // Springer New York Dordrecht Heidelberg London. - 2020. — Р. 300-303.